Утвержден

постановлением Кабинета Министров

Чувашской Республики

от 25.12.2014   № 475

 

(приложение № 1)

 

 

П о р я д о к

предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг

в Чувашской Республике

 

 

  1. Общие положения

 

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и определяет механизм предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Чувашской Республике, в том числе порядок и условия признания граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Чувашской Республики, беженцев (далее – гражданин, получатель социальных услуг) нуждающимися в социальном обслуживании, составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг, принятия на социальное обслуживание граждан, перечень документов, необходимых для получения социальных услуг, а также общие требования к деятельности поставщиков социальных услуг.

Иностранные граждане (в том числе дети иностранных граждан) и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Чувашской Республики, беженцы пользуются теми же правами в предоставлении социальных услуг, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Понятия и термины, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, определенных Федеральным законом.

1.2. Поставщиками социальных услуг (далее также – организация социального обслуживания) в Чувашской Республике могут являться:

организации социального обслуживания, находящиеся в ведении Чувашской Республики;

негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

 

  1. Обращение за предоставлением социального обслуживания

 

2.1. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания или обращение в его интересах иных граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления или общественных объединений непосредственно в адрес Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики через центры социального обслуживания населения (в том числе комплексные) по месту проживания (пребывания) граждан (далее – организация) либо переданные в организацию заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

2.2. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан на получение социальных услуг, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Допускается анонимное обращение граждан для получения отдельных видов социальных услуг.

2.3. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными, дается их законными представителями после получения ими информации о видах и формах социального обслуживания, показаниях к получению социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимается органами опеки и попечительства.

2.4. Помещение граждан в организацию, осуществляющую стационарное социальное обслуживание, производится на основании их личного письменного заявления (по форме, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2.8 настоящего Порядка) и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке недееспособными, – на основании письменного заявления их законных представителей.

Помещение в специализированные стационарные организации безнадзорных, беспризорных и находящихся в ином социально опасном положении несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляется на основании:

личного обращения несовершеннолетнего;

заявления родителей несовершеннолетнего или его законных представителей (по форме, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2.8 настоящего Порядка) с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего 10 лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

направления органа социальной защиты населения или согласованного с этим органом ходатайства должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

постановления лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

акта оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированную организацию для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения;

направления администрации специализированной организации для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в которой находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательной организации, имеющей интернат, специальной учебно-воспитательной организации открытого типа или иной организации, в случаях:

1) отказа родителей или иных законных представителей принять несовершеннолетнего в семью;

2) обращения несовершеннолетнего в возрасте старше 10 лет к администрации специализированной организации для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, о невозможности возвращения в семью, находящуюся в социально опасном положении, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательную организацию, имеющую интернат, специальную учебно-воспитательную организацию открытого типа или иную организацию;

3) получения информации о жестоком обращении с несовершеннолетним, не достигшим возраста 10 лет, в семье.

2.5. Правом на внеочередное обслуживание в соответствующих организациях социального обслуживания пользуются граждане категорий, указанных в статьях 14, 15, 17–19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», а также супруги погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

2.6. Преимущественным правом получения услуг в соответствующих организациях социального обслуживания пользуются граждане категорий, указанных в статьях 17, 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», граждане, подвергшиеся радиационному воздействию в результате радиационных аварий, труженики тыла военных лет в соответствии с Законом Чувашской Республики «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики», реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Чувашской Республики «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».

2.7. Для получения социальных услуг гражданин или его законный представитель (далее также – заявитель) представляет в организацию социального обслуживания по месту своего жительства или месту своего пребывания следующие документы:

а) заявление о предоставлении социальных услуг (далее – заявление) по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 мая 2014 г., регистрационный № 32430);

б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;

в) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя, а также документ, подтверждающий полномочия законного представителя, – в случае обращения за предоставлением социальных услуг гражданину его законного представителя;

г) свидетельство о рождении – в случае обращения за предоставлением социальных услуг несовершеннолетнего до 14 лет;

д) заключение медицинской организации о состоянии здоровья заявителя (частичной или полной утрате способности к самообслуживанию) и об отсутствии у заявителя медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию;

е) справка о составе семьи, справка о размерах доходов всех работающих членов семьи заявителя за 3 последних месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, – в случае проживания заявителя в семье;

ж) справка о размере получаемой пенсии – в случае получения заявителем пенсии. Указанный документ гражданин или его законный представитель вправе представить по собственной инициативе, в случае его непредставления организация самостоятельно запрашивает в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со статьей 72 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

з) документ установленного образца о праве на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, связанные с первоочередным или иным преимущественным предоставлением социального обслуживания;

и) справка об инвалидности, выданная учреждением медико-социальной экспертизы, с указанием группы инвалидности и срока инвалидности – в случае обращения за предоставлением социальных услуг заявителей, являющихся инвалидами I и II группы;

к) индивидуальная программа реабилитации инвалида, разработанная учреждением медико-социальной экспертизы, – для заявителей, имеющих группу инвалидности;

л) медицинская карта с заключениями врачей-специалистов (история развития ребенка (по форме № ВР-362/87-4, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 февраля 1987 г. № 204 «О введении формализованных форм медицинской документации», – на несовершеннолетнего) – в случае обращения за предоставлением социального обслуживания в стационарной форме.

2.8. В случае обращения за предоставлением социального обслуживания в организации социального обслуживания психоневрологического профиля заявитель дополнительно представляет следующие документы:

а) выписка из истории болезни по психическому заболеванию;

б) заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра, содержащее сведения о наличии у лица, поступающего в организацию социального обслуживания психоневрологического профиля, психического расстройства, лишающего его возможности находиться в организации социального обслуживания неспециализированного профиля, а в отношении дееспособного лица – также и об отсутствии оснований для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным;

в) копия решения суда о признании гражданина недееспособным (для лиц, признанных судом недееспособными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

2.9. Представляются подлинники или заверенные в установленном порядке копии документов.

2.10. Документы, указанные в подпунктах «ж» и «з» пункта 2.8 настоящего Порядка, граждане вправе представить по собственной инициативе, в случае их непредставления документы запрашиваются организацией в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

2.11. В случае несоблюдения заявителем требований к составу документов, предусмотренных пунктами 2.8 и 2.9 настоящего Порядка, специалист организации социального обслуживания в течение 3 рабочих дней со дня их получения направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 15 рабочих дней представить недостающие документы.

2.12. Специалист организации социального обслуживания в течение одного рабочего дня регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений о предоставлении социальных услуг и передает заявление и документы на рассмотрение Комиссии организации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах (далее – Комиссия), состав которой утверждается руководителем организации социального обслуживания в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее – Министерство).

2.13. Обращение в интересах гражданина иных граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления или общественных объединений, поступившее непосредственно в организацию социального обслуживания, также регистрируется в журнале регистрации заявлений о предоставлении социальных услуг.

2.14. Заявления или обращения, поступившие в Министерство в рамках межведомственного взаимодействия, подлежат направлению в организацию социального обслуживания по месту жительства или месту пребывания гражданина для последующей регистрации.

2.15. После поступления и регистрации обращений (заявлений), указанных в пунктах 2.13 и 2.14 настоящего Порядка, организация социального обслуживания связывается с гражданином, в интересах которого направлено обращение (заявление), с целью получения документов, необходимых для определения индивидуальной потребности в предоставлении социальных услуг.

 

III. Определение индивидуальной потребности гражданина
в социальных услугах

 

3.1. Комиссия в течение следующего рабочего дня после дня получения заявления и документов, указанных в пунктах 2.8 и 2.9 настоящего Порядка, проводит оценку условий жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в числе которых учитываются:

а) потребность в постоянной, периодической или разовой посторонней помощи вследствие частичной или полной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные  жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

б) состав семьи, наличие и (или) отсутствие совместно проживающих родственников (иных членов семьи) либо иных лиц, которые обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить им помощь и уход;

в) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

г) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

д) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

е) наличие внутрисемейных конфликтов (личностных отношений с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, пристрастием к азартным играм, страдающими психическими расстройствами, применяющими физическое или психологическое насилие, в том числе в семье), семейного насилия, противоправного поведения родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, неисполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и (или) содержанию, жестокое обращение с детьми;

ж) наличие обстоятельств, возникших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

з) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

и) отсутствие работы и средств к существованию;

к) оценка социально-экономического положения;

л) волеизъявление гражданина относительно формы социального обслуживания и видов предоставления социальных услуг;

м) медицинские документы, характеризующие состояние здоровья гражданина и отсутствие у него медицинских противопоказаний к получению социальных услуг в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме (на основании заключения медицинской организации);

н) результаты реализованной индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

о) наличие иных обстоятельств, которые нормативно-правовыми актами Чувашской Республики признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

3.2. Результат оценки условий жизнедеятельности и обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, оформляется в виде акта оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания (далее – акт).

3.3. Акт и документы, указанные в пунктах 2.8 и 2.9 настоящего Порядка, не позднее дня, следующего за днем оформления акта, направляются на рассмотрение Комиссии, которая готовит предложение организации о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе ему в признании нуждающимся в социальном обслуживании.

 

 

  1. Признание гражданина нуждающимся

в социальном обслуживании

 

4.1. Комиссия не позднее следующего дня после дня получения документов, указанных в пункте 3.3 настоящего Порядка, рассматривает их на своем заседании и готовит предложение организации о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании с одновременным составлением проекта индивидуальной программы либо об отказе в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании по основаниям, предусмотренным пунктом 4.4 настоящего Порядка.

Указанное предложение оформляется протоколом Комиссии, который подписывается председательствующим на заседании и секретарем.

Выписка из протокола заседания Комиссии и документы, указанные в пунктах 2.8 и 2.9 раздела II настоящего Порядка, в течение трех дней со дня принятия решения направляются в организацию для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании.

Одновременно с принятием решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании утверждается индивидуальная программа предоставления социальных услуг по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг», в которой указываются форма социального обслуживания, виды, объемы, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых организаций социального обслуживания, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Индивидуальная программа составляется исходя из потребностей гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

4.2. В случае принятия решения об отказе в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании организацией в день принятия решения гражданину направляется уведомление в письменной или электронной форме о принятом решении. В уведомлении об отказе в признании нуждающимся в социальном обслуживании указываются причины отказа и порядок его обжалования. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке. Одновременно возвращаются все копии документов, которые были приложены к заявлению.

4.3. Основаниями для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании являются:

а) наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, предусмотренных подпунктами «а» – «к» пункта 3.1 настоящего Порядка;

б) представление документов, указанных в пунктах 2.8 (за исключением документа, указанного в подпункте «ж») и 2.9 настоящего Порядка;

в) отсутствие медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию, перечень которых определяется пунктом 4.5 настоящего Порядка.

4.4. Основаниями для отказа в признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании являются:

а) отсутствие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, предусмотренных подпунктами «а» – «и» пункта 3.1 настоящего Порядка;

б) непредставление документов, указанных в пунктах 2.8 (за исключением документа, указанного в подпункте «ж») и 2.9 настоящего Порядка;

в) наличие в соответствии с документом, указанным в подпункте «д» пункта 2.8 настоящего Порядка, медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию, перечень которых указан в пункте 4.5 настоящего Порядка;

г)  отказ в письменной форме гражданина или его законного представителя от предоставления социального обслуживания, оформленный им до признания нуждающимся в социальном обслуживании и выдачи ему индивидуальной программы. В этом случае организация освобождается от ответственности за предоставление социального обслуживания.

4.5. Гражданину может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.

 

  1. Принятие на социальное обслуживание

 

5.1. В течение суток с даты получения гражданином индивидуальной программы организация социального обслуживания заключает договор о предоставлении социальных услуг с гражданином или его законным представителем (далее также – договор) по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг».

Договор составляется в двух экземплярах, регистрируется в порядке, установленном организацией, один подлинный экземпляр договора передается получателю социальных услуг, а второй подлинный экземпляр договора хранится у организации.

Договор заключается исходя из формы социального обслуживания на период нуждаемости получателя социальных услуг с учетом срока предоставления той или иной социальной услуги, установленной в индивидуальной программе, но не более 3 лет. По истечении этого срока, в случае, если в результате пересмотра индивидуальной программы будет установлена потребность гражданина в предоставлении социальных услуг, договор может быть продлен на новый срок.

В случае изменения условий договора, в том числе в части размера взимаемой платы за предоставление социальных услуг, между организацией социального обслуживания и получателем социальных услуг в установленном порядке оформляется дополнительное соглашение, являющееся неотъемлемой частью договора.

5.2. При отсутствии у организации свободных мест для предоставления социальных услуг с условием проживания организация отказывает гражданину в предоставлении социальных услуг, а гражданин вправе обратиться к иной рекомендованной в индивидуальной программе организации социального обслуживания.

В случае отсутствия в индивидуальной программе иной рекомендуемой организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в форме стационарного обслуживания, предоставление социальных услуг гражданину осуществляется при появлении свободных мест у организации, о чем организация уведомляет гражданина в порядке и сроки, которые установлены ее правовыми актами. При этом дата первоначального обращения гражданина за предоставлением социальных услуг регистрируется в установленном в организации порядке.

5.3. Гражданин, заключивший с организацией социального обслуживания договор, вправе отказаться от предоставления социальных услуг.

Отказ оформляется в письменной форме и вносится организацией социального обслуживания в индивидуальную программу.

Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от предоставления социальных услуг освобождает Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее – Министерство) и организацию социального обслуживания от ответственности за предоставление социального обслуживания, социальной услуги.

5.4. В срок не позднее дня, следующего за днем принятия получателя социальных услуг на социальное обслуживание, сведения о нем заносятся организацией социального обслуживания в журнал учета получателей социальных услуг, форма которого утверждается Министерством, на каждого получателя социальных услуг заводится личное дело.

5.5. В день приема гражданина на социальное обслуживание организация обязана ознакомить под роспись получателя социальных услуг (его законного представителя) с условиями и правилами предоставления социальных услуг, а также с условиями проживания, в том числе с информацией о:

а) режиме работы организации;

б) правилах внутреннего распорядка и ответственности за их нарушение;

в) нормах обеспечения одеждой, обувью, нормах питания – в случае стационарного социального обслуживания;

г) праве участвовать в общественной деятельности организации, вносить предложения по улучшению социального обслуживания, принимать родственников, знакомых, священнослужителей в своей жилой комнате или специальном помещении.

5.6. При предоставлении социальных услуг в стационарной форме в случае истечения срока действия заключения, указанного в подпункте «д» пункта 2.8 настоящего Порядка, получатель социальных услуг направляется для проведения медицинского обследования и получения заключения медицинской организации об отсутствии у него медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию.

При этом организация должна обеспечить сопровождение получателя социальных услуг в медицинскую организацию.